Loading...
Пожалуйста, подождите...


Международное сотрудничество в области решения экологических проблем

Вавилонская О.Н.

Международное сотрудничество в области решения экологических проблем

 

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводит активную работу по развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Одним из самых действенных механизмов международного сотрудничества является развитие международной правовой практики, направленной на консолидацию усилий отдельных государств и международных организаций в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Следуя рекомендациям и принципам основных документов, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в Йоханнесбурге, Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. Программные документы, принятые в стране, такие, как Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006 - 2010 годы и Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года (НСУР - 2020), выделяют международное сотрудничество как один из путей эффективного решения экологических проблем.

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отражена позиция государства в сфере международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. Статья 104 определяет, что это сотрудничество осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь. При этом статьей 105 Закона подчеркивается приоритет применения норм охраны окружающей среды, зафиксированных в международных договорах и вступивших в силу на территории Беларуси, что подразумевает обязательность гармонизации национального экологического законодательства с международным.

Основные направления деятельности Минприроды в области международного сотрудничества заключаются в развитии международного партнерства, подготовке обоснований по присоединению Республики Беларусь к многосторонним договорам, укреплении двустороннего сотрудничества, расширении взаимосвязей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами, разработке двух- и многосторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии, реализации договоренностей в рамках подписанных соглашений.

Минприроды проводит активную работу по присоединению Республики Беларусь к многосторонним природоохранным соглашениям. Беларусь является стороной 13 глобальных и 10 европейских международных конвенций и протоколов. К числу важнейших Конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, следует отнести конвенции, которые рассматривают вопросы изменения климата, реализации Киотского протокола, вопросы по охране озонового слоя, биологическом разнообразии, контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, по борьбе с опустыниванием и деградацией земель и другие.

Присоединение к международным договорам шло достаточно планомерно, в период до 1990 года Республика Беларусь (БССР) стала стороной 7 договоров, с 1990 по 1995 - 2, с 1996 по 2000 - 4. В последние десять лет деятельность по присоединению к международным договорам вновь активизировалась, страна стала Стороной глобальных и региональных конвенций и протоколов, среди которых Конвенция по борьбе с опустыниванием, Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных, Хельсинская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья к ней, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ), Картахенский и Киотский протоколы и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, Договор об Антарктике и Протокол по охране окружающей среды к нему.

Каждое соглашение является уникальным документом, имеет свой собственный независимый правовой статус и требует принятия страной необходимых мер по обеспечению более строгого осуществления и соблюдения законов, норм, политики, необходимых мер и инициатив.

В соответствии с отдельными Указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь Минприроды определено административным органом, ответственным за выполнение положений того или иного международного договора на национальном уровне. В связи с этим, Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды управление подписанными международными договорами закреплено за структурными подразделениями министерства с определением национального координатора и специалистов, ответственных за обеспечение эффективного международного сотрудничества и организацию выполнения обязательств, вытекающих из положений международных договоров.

В комплекс процедур и мер, предпринимаемых государством, а также его компетентными органами, входит создание национальных межведомственных структур (комиссий, советов, рабочих групп) с целью координации действий по повышению осведомленности о международном договоре, выполнению его положений и усилению его политической значимости.

Важнейшим элементом стратегического жизненного цикла межгосударственных природоохранных соглашений является планирование соблюдения и осуществления их положений. Такие документы имеют ярко выраженный междисциплинарный подход и межведомственный характер выполнения и направлены на развитие нормативной правовой базы, проведение научных исследований, выполнение конкретных мероприятий. Они предполагают закрепление работ на отраслевом уровне, развитие и координацию информационного обеспечения.

В Руководящих принципах более строгого соблюдения и осуществления международных договоров (Киев, 2003) центральное место отводится созданию и пересмотру национального законодательства в связи с ратификаций или присоединением к конвенциям и протоколам, а также мерам по улучшению межсекторальной координации и повышению взаимодополняемости в вариантах разработки политики и проведения конкретных действий.

Высшим органом управления международным глобальным или многосторонним договором является конференция Сторон. На сессиях конференций Сторон страны участницы рассматривают стратегические вопросы выполнения положений договоров, принимают политические решения, касающиеся обязательств отдельных стран, программ помощи странам с переходной экономикой и развивающимся странам, определяют будущие направления деятельности в рамках международного договора. Участие белорусских экспертов в таких мероприятиях носит стратегический принципиальный характер, оно обеспечивает своевременное информирование заинтересованных органов в странах участницах о принятых решениях, дает возможность провести переговоры о получении поддержки из международных организаций для выполнения положений международных договоров. 

Другим важным элементом является участие представителей Республики Беларусь в заседаниях рабочих экспертных групп, созданных для решения тех или иных задач в рамках конвенций, заседаниях бюро конференций Сторон, семинарах и мероприятиях, имеющих обучающий характер и дающих возможность для обмена опытом между странами-участницами.

В настоящее время деятельность Минприроды в части реализации положений международных соглашений развивается по двум направлениям.

Первое, это создание действенных механизмов контроля за выполнением требований международных конвенций и протоколов, Стороной которых является Беларусь, развитием системы планирования, мониторинга и отчетности перед секретариатами международных конвенций и протоколов.

Второе направление заключается в подготовке обоснований по присоединению к новым международным соглашениям. К их числу необходимо отнести проводимую Минприроды работу, направленную на присоединение Республики Беларусь к Протоколу по стратегической и экологической оценке (СЭО), к Протоколу по ограничению выбросов летучих органических соединений и Протоколу по тяжелым металлам к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) к Орхусской Конвенции, Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе и ряду других международных поправок и протоколов.

Еще одной составляющей реализации положений международных договоров является деятельность, направленная на привлечение в страну финансовых средств международных организаций в виде международной технической помощи.

Ряд международных организаций, среди которых Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Всемирный Банк, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программа ООН по развитию (ЮНДП), Программа ТАСИС Европейского Союза, природоохранные агентства и экологические фонды стран-доноров, имеют специальные программы помощи стране, в которых в качестве приоритетного направления сотрудничества выделяется выполнение обязательств, принятых на себя страной в рамках международных договоров.

Как правило, международными организациями финансируется деятельность по разработке национальных планов и программ действий и других стратегических документов, направленных на реализацию положений международных договоров, подготовку национальных отчетов (докладов, сообщений), проведение семинаров и конференций.

Наибольшая часть средств технической помощи приходится на Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой – 6,9 миллионов долларов США. По количеству проектов, реализованных с поддержкой международных организаций, лидирует Конвенция о биологическом разнообразии, Орхусская конвенция, Конвенция по борьбе с опустыниванием и Конвенция о сохранении мигрирующих видов животных.

В рамках проектов международной технической помощи были подготовлены первое Национальное сообщение Республики Беларусь об изменении климата, три Национальных доклада о сохранении биоразнообразия, Национальная стратегия устойчивого развития экологического туризма Беларуси, выполнен анализ экологического законодательства Республики Беларусь и подготовлены изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Подписание Республикой Беларусь ряда международных договоров служит одним из важнейших стимулов развития научных исследований, формирования и укрепления научного потенциала, повышения профессионального и экспертного уровня знаний научных кадров. В рамках ряда конвенций на базе научно-исследовательских организаций страны созданы специальные центры: Национальный научно-исследовательский центр  мониторинга озоносферы (БГУ), Орхусский центр (РУП «Бел НИЦ «Экология»), Национальный координационный центр биобезопасности (ГНУ «Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси»), отдел международных конвенций и соглашений РУП «Бел НИЦ «Экология» выполняет функции центра по сопровождению конвенций и протоколов, в том числе  РКИК ООН и Киотского протокола.

Также научное и техническоесопровождение международных природоохранных конвенций и протоколов осуществляют научно-исследовательские учреждения и организации, такие как Государственное научно-производственное объединение «Научно-практический центр по биоресурсам» Национальной академии наук Беларуси, ГНУ «Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси», Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, общественное объединение "Ахова птушак Бацькаўшчыны" и др.

Ученые и специалисты Беларуси проводят активные исследования в области трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния, охраны водно-болотных угодий, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, миграции диких животных, рационального использования ресурсов трансграничных рек, по вопросам учета и обращения с отходами, стойкими органическими загрязнителями. Результаты исследований служат основой для формирования системы государственного регулирования и мониторинга окружающей среды, а также надежной базой для принятия управленческих решений.

Помимо глобальных международных договоров Беларусь принимает активное участие в природоохранной деятельности ряда региональных и международных организаций. Минприроды поддерживает рабочие взаимоотношения с организациями системы ООН, включая Европейскую Экономическую Комиссию ООН (ЕЭК ООН) и ее структурные комитеты по экологической политике, энергетике, транспорту и другие, Представительство ООН в Республике Беларусь (ПРООН), Программу ООН по окружающей среде, Всемирную Метеорологическую Организацию (ВМО), Всемирную Организацию Здравоохранения (ВОЗ), Международную организацию гражданской авиации, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейскую Комиссию (ЕС), а также руководящие органы глобальных и региональных природоохранных конвенций.

Развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды, прежде всего с зарубежными странами на двусторонней основе во многом зависит от состояния договорно-правовой базы в этой сфере. Минприроды придает большое значение заключению и последующей реализации двусторонних и многосторонних соглашений, прежде всего с государствами, являющимися нашими соседями, странами СНГ, имеющими с нами общие природные объекты, а также со странами Европы.

В настоящее время при непосредственном участии Минприроды подготовлено, подписано и реализуется свыше 30 двусторонних договоров на правительственном и межведомственном уровне. Республика Беларусь подписала правительственные и межведомственные соглашения со всеми приграничными государствами. Среди них два договора с Российской Федерацией и два договора с Украиной: Соглашение об охране окружающей среды и Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. С Республикой Польша заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

Минприроды Республики Беларусь были подписаны соглашения с природоохранными министерствами Сербии, Молдовы, Азербайджана, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Болгарии. Продолжается работа по подготовке к подписанию новых двусторонних соглашений с Сирией, Германией, Швецией, Египтом, Венесуэлой, Польшей, Латвией, Украиной. Ведутся переговоры со странами ЕС в области охраны и рационального использования трансграничных бассейнов рек Неман (Беларусь, Литва, Россия) и Западная Двина (Россия, Беларусь, Латвия) в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий с Украиной, Польшей и Латвией. В стадии выработки текста соглашения по выполнению положений Конвенции по ОВОС находится переговорный процесс с Литовской Республикой. В рамках создания Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана проводится работа по унификации законодательства в природоохранной сфере.

 
Эксперты Минприроды принимают активное участие в реализации Концепции развития Содружества Независимых Государств, акцентируя своё внимание на подготовке новой редакции многостороннего соглашения стран-участниц СНГ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с целью реформирования Межгосударственного экологического совета.

В рамках Содружества Независимых Государств в области охраны окружающей среды, гидрометеорологической деятельности, в изучении геологической разведки и охраны недр вырабатываются согласованные решения на уровне межгосударственных советов, а также подписанных межправительственных соглашений.

Ведется активная работа по обеспечению признания на международном уровне особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. В частности, Березинский биосферный заповедник и Национальный парк «Беловежская пуща» имеют Европейский диплом для охраняемых территорий и статус биосферных резерватов Европы. Беловежская пуща также включена в список объектов всемирного природного наследия, 8 заказникам («Ельня», «Освейский», «Средняя Припять», «Званец», «Простырь», «Споровский», «Ольманские болота», «Котра») присвоен статус водно-болотных угодий международного значения.

Большое значение в области сохранения экологических систем, животного и растительного мира придается сотрудничеству с приграничными государствами. Совместно с Украиной создана первая в СНГ трансграничная рамсарская территория «Простырь - Припять - Стоход». Планируются к созданию трансграничные особо охраняемые природные территории с Россией (Освейский - Красный Бор - Себежский), с Литвой (Котра - Чапкеляй), с Латвией («Браславские озера» - Аугшдаугава), с Польшей («Беловежская пуща» - Белая Вежа), трехсторонний биосферный резерват «Западное Полесье» (Беларусь, Украина, Польша).

Ведется работа по формированию национальной экологической сети и включению ее в общеевропейскую сеть.

В 2006 году Республика Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике, а 15 августа 2008г. вступил в силу для Республики Беларусь Протокол об охране окружающей среды  к этому договору.

Республика Беларусь организовала и провела три белорусские сезонные антарктические экспедиции. В настоящее время разрабатывается текст, и ведутся переговоры о подписании межправительственного соглашения Республики Беларусь и Российской Федерации о сотрудничестве в Антарктике, которое позволит решить задачу организации белорусской антарктической станции и взаимодействия полярных экспедиций двух стран.

Значительное внимание Минприроды уделяет вопросам привлечения финансовых средств для реализации национальных программ, планов и мероприятий в области охраны окружающей среды.

Для Республики Беларусь доступны многие финансовые ресурсы международных фондов, организаций и программ в области охраны окружающей среды, такие как Глобальный экологический фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, ПРООН, ЮНЕП, ОБСЕ, Центрально-Европейская инициатива (ЦЕИ), фонды поддержки странам Центральной и Восточной Европы развитых стран (Швеции, Германии, Финляндии, Чехии), а также финансовые ресурсы неправительственных организаций, например, Королевского общества охраны птиц (Великобритания) и др.

В целом, начиная с 90-х годов прошлого столетия до настоящего времени, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды из различных источников было привлечено технической помощи на общую сумму более 27 миллионов долларов США.

За последние десять лет в стране реализовано 68 проектов международной технической помощи.

Предоставляемая техническая помощь направлена на решение проблем в области управления водными ресурсами (бассейны рек Днепр, Западная Двина и Неман, Припять, Буг) и улучшения состояния речных бассейновых районов восточной части Балтийского моря; развитие потенциала в сфере анализа, совершенствования и обеспечения соблюдения экологического законодательства; развитие системы экологического регулирования и внедрение системы комплексных экологических разрешений, развитие экологической информации, образования и информированности общественности по вопросам охраны окружающей среды; реализацию положений международных договоров, в частности, Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции), Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, включая вопросы использования механизмов Киотского протокола, а также вопросы сохранения биоразнообразия и устойчивого функционирования системы охраняемых водно-болотных угодий в белорусском Полесье, совершенствования практики землепользования, обращения со стойкими органическими загрязнителями и др.

Начата реализация проектов, направленных на устойчивое развитие на местном уровне и построение потенциала в области Стратегической экологической оценки, совершенствование сети метеорологических радиолокационных станций в регионе Балтийского моря (проекты ПРООН/Еврокомиссии), управление водными ресурсами в западном секторе стран ВЕКЦА и укрепления технического потенциала для управления водными ресурсами (проекты Региональной программы ТАСИС).

Только в 2010 году из средств ПРООН, ГЭФ, Еврокомиссии (программы ЕИДП/ТАСИС) и ОБСЕ на реализацию проектов технической помощи выделено свыше 9 миллионов долларов США.

В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными донорами по привлечению в ближайшие три года финансовых ресурсов на реализацию проектов технической помощи в размере свыше 15 миллионов долларов.

Для использования разного рода инициатив Европейского союза, в частности, возможностей Европейского инструмента добрососедства и партнерства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды ведется работа по подготовке к регистрации в установленном порядке разработанного в рамках Национальной программы для Беларуси в области охраны окружающей среды проекта международной технической помощи «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» (объем финансирования - 5 млн. евро) и в рамках Восточной региональной программы «Управление отходами» - проработка на экспертном уровне будущих проектов в области управления отходами и контроля качества атмосферного воздуха (объем финансирования – 5,9 млн. евро).

В рамках инициативы Европейского союза «Восточное партнерство» подготовлен ряд проектов в области управления водными ресурсами, сохранения климата, обращения с отходами и стойкими органическими загрязнителями, развития альтернативных источников энергии, развития сельского хозяйства в регионе Балтийского моря и уменьшения загрязнения бассейна Днепра стойкими органическими загрязнителями.

Подводя итоги, нужно отметить, что Республика Беларусь не только сама решает на своей территории вопросы охраны окружающей среды посредством принятия национальных нормативных правовых актов, но и принимает непосредственное участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права. Все эти меры, несомненно, способствуют более успешному решению экологических проблем в Беларуси.

 

Международные конвенции и протоколы, Стороной которых является Республика Беларусь

 

1.     Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (09.05.1992, Нью-Йорк)

2.     Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (11.12.1997г., Киото)

3.     Венская Конвенция об охране озонового слоя (22.03.1985, Вена)

4.     Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (16.09.1987, Монреаль)

5.     Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (13.11.1979, Женева)

6.     Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г., касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) (28.09.1984, Женева)

7.     Протокол о сокращении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (31.10.1988, София)

8.     Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. о сокращении, по крайней мере на 30%, выбросов серы или их трансграничных потоков (08.07.1985, Хельсинки)

9.     Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (25.02.1991, Эспо)

10.                Конвенция о биологическом разнообразии (05.06.1992, Рио-де-Жанейро)

11.                Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (15.05.2000, Картахена)

12.                Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (03.03.1973, Вашингтон)

13.                Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц (02.02.1971, Рамсар)

14.                Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (22.03.1989, Базель)

15.                Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (23.11.1972, Париж)

16.                Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (25.06.1998, Орхус)

17.                Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (принята 17.06.1994, Париж)

18.                Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (23.06.1979, Бонн)

19.                Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (17.03.1992, Хельсинки)

20.                Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (17.06.1999г., Лондон)

21.                Конвенция о стойких органических загрязнителях (22.05.2001, Стокгольм)

22.                Договор об Антарктике (01.12.1959г., Вашингтон)

23.                Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (04.10.1991г., Мадрид).