Главная » Публикации (старое) » Доклады » Научно-методическое обеспечение воздухоохранной деятельности

Научно-методическое обеспечение воздухоохранной деятельности

Международная конференция
 

«Развитие регионального сотрудничества в области управления качеством атмосферного воздуха в рамках Восточного направления Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния»

 

Ключенович В.И.

 

Научно-методическое обеспечение воздухоохранной деятельности: предложения от Республики Беларусь

 
16-17 ноября, г. Новополоцк 2010
 

Решение масштабных задач в области охраны атмосферного воздуха, которые мы для себя ставим в экологической стратегии до 2025 года, потребует новых научно обоснованных и методически проработанных подходов.

На наш взгляд, научное сопровождение воздухоохранной деятельности должно охватывать следующие, приведенные на данном слайде, направления.

Первое – это дальнейшее совершенствование учета, инвентаризации и отчетности выбросов, особенно в части учета.

В настоящее время в Беларуси наиболее полно учитываются выбросы от крупных стационарных источников, отчитывающих по линии госстатистики (по форме №2-ос (воздух).

Существенно меньше известно о выбросах от передвижных источников и практически не оцениваются выбросы от малых точечных (в т. ч. бытовых) и от природных источников.

Поскольку в Беларуси доля мобильных источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух составляет 71-75% их валового объема, то особое внимание предстоит уделить автотранспорту.

В этой связи для нашей страны актуальными являются новые научно-методические разработки методов расчета выбросов ЗВ от автотранспорта.

Мы сосредоточимся на таковых, позволяющих оценивать выбросы автотранспорта с учетом его возрастной структуры, территориальной (региональной) дифференциации, среднегодового пробега различных категорий автотранспортных средств, обеспеченности личным транспортом домашних хозяйств, инвентаризации дорог с твердым покрытием, учета вклада железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта и др. аспектов.

Что касается совершенствования отчетности, то проводимые работы по дальнейшему продвижению ее компьютеризации столкнулись с проблемами кодификации объектов.

Поэтому планируется улучшать отчетность путем совершенствования методики обобщения данных по категориям источников, видам экономической деятельности либо отраслям промышленности и с привязкой к конкретным технологическим процессам.

Это позволит не только более качественно выполнять протоколы отчетности по международным конвенциям, но и существенно повысить уровень аналитики вклада различных отраслей промышленности в суммарные национальные выбросы ЗВ.

Второе направление – это совершенствование экологического нормирования.

В настоящее основным критерием оценки достаточности природоохранного эффекта – это соответствие уровня загрязнителей установленным гигиеническим нормативам – ПДК и ОБУВ.

А если говорить более точно, то действующая система нормирования показателей в области охраны атмосферного воздуха носит чисто гигиенический характер и не ориентирует систему воздухоохранной деятельности на защиту объектов окружающей среды.

Недостаточность ориентации такого подхода становится все очевидней.

Во-первых, исследованиями на уровне молекулярной биологии уже создана достаточно представительная доказательная база влияния на живые организмы и растения ингредиентов, содержащихся в воздухе даже в количествах ниже ПДК.

Особенно проблематично сочетанное их влияние.

«Сложение» эффектов приносит не просто их сумму, а совершенно новое качество, поскольку происходит взаимное дополнение и усиление отдельных ЗВ, особенно тех, которые обладают мощным кумулятивным действием.

Процесс кумуляции с течением времени обостряется и, в итоге, грозит неотвратимыми последствиями.

То есть, за счет синергизма суммарный эффект негативного проявления отдельных ЗВ на живые организмы может быть существенно выше.

И он может, наоборот, ослабевать в силу влияния других компонентов или условий, компенсирующих негативные проявления (например, климатические, ветровые характеристики и др.).

Второе. Ведь ПДК в количественных значениях все равно предполагают присутствие в атмосферном воздухе компонентов.

В силу этого, гигиенический подход предусматривает постоянное расширение перечня ПДК и увеличение объемов работ по нормированию.

Есть еще один аспект, о котором красноречиво говорят следующие цифры.

Например, в Беларуси ПДК и ОБУВ установлены для 2125 веществ.

В системе же мониторинга атмосферного воздуха контролируется не более 40 веществ.

А превышения этих нормативов проявляются лишь 2-4 вещества (формальдегид, твердые частицы (фракции РМ-10) диоксид азота).

Другими словами, при использовании ПДК в качестве инструментария нормирования загрязнителей обозначился предел его экономической эффективности для планирования природоохранных мероприятий.

В связи с этим присоединяемся к тем нашим коллегам, кто считает, что для сохранения наземных экосистем необходимо регулирование выбросов ЗВ в атмосферу с использованием экологических нормативов качества атмосферного воздуха, которые гарантируют сохранность элементов экосистем.

Они больше человека чувствительны к негативному воздействию загрязнения.

Поэтому научно-методические разработки в этом направлении существенно активизируются.

Считаем, что научная обоснованность ухода от ПДК, как основы экологического нормирования, должна базироваться на применении методологии экологического риска.

Для дискуссии уже предложены пилотные варианты следующих определений, которые представлены на данном слайде.

Перспективными видятся два подхода для научного обоснования разработки создания методологи оценки экологических рисков — это математический и экспертный.

Несомненно, важной составной частью научных исследований в этом направлении должно стать внедрение новых технологий инструментальных исследования.

В этой связи актуальным считаем существенное продвижение таких технологий, как биоисследования и высокоточные физико-химические методы.

В целом аспекте переход на применении методологии оценки рисков также существенно изменит практику экологического мониторирования.

Это коснется, в первую очередь методологии идентификации загрязнений в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

Интеграция методологии оценки экологических рисков с системой управления качеством окружающей позволит перейти на применение интегральных показателей и широкое внедрение ГИС-технологий.

Последние позволят, как бы, совмещать пространственное восприятие риска окружающей среде и принципиально изменить ранжирование территорий.

Это значительно повысит качество управленческих решений в природоохранной деятельности.

В целом наиболее перспективен путь – это создание корпоративной геоинформационной системы Минприроды и всех природопользователей.

Следующий подход в нормировании загрязнений окружающей среды, нуждающийся в научно-методическом обеспечении, – это применение технологического или технического нормирования.

О перспективности технологического нормирования в этой профессиональной аудитории говорить нет необходимости.

Если ПДВ — это, как было образно сказано в одной статье, нормативы «по ситуации», то технологические нормативы отражают экологические характеристики оборудования и технологий вне зависимости от экологической ситуации в конкретном районе размещения предприятия, производственных мощностей предприятия т.д.

А поскольку технологические нормативы устанавливаются на основе наилучших и доступных существующих технологий и методов с учетом экономических и социальных факторов, а также сроков их достижения и продолжительности действия, то они становятся важным механизмом долговременных государственных природоохранных программ.

Вынуждены признать, что, несмотря на такую перспективность, механизмы использования технологических нормативов и научно, и методически обоснованы слабо.

Одно из важных научных направлений, в котором необходима активизация деятельности — это разработка отечественной (или адаптации зарубежных аналогов) методологии применения в области охраны атмосферного воздуха эффект-ориентированных подходов, основанных на двух важных концепциях:

— концепция наилучших имеющихся или доступных технологий;

— концепции критических нагрузок.

В части реализации первой из них в нашей республике уже сформировано нормативно-правовое поле, поэтому научные разработки здесь уже носят сопровождающий характер.

Что касается реализации концепции критических нагрузок, то целесообразно сосредотачиться на научно-методических исследованиях в области разработки критических уровней, позволяющих устанавливать те концентрации ЗВ в атмосферном воздухе, выше которых происходят неблагоприятные воздействия на отдельные виды растений и экосистемы в целом.

Уже приобретенный Европой опыт в области охраны окружающей среды доказал, что для защиты естественных экосистем использование механизма установления критических уровней как для растительности в целом, так и для ее различных типов, является действенным механизмом управления качеством атмосферного воздуха.

Очень приятно, что мы здесь точки научного сотрудничества с нашими коллегами из России.

Еще одно важное направление – это разработка современных экономических механизмов стимулирования охраны атмосферного воздуха.

Какие аспекты научной деятельности мы видим актуальными в данном вопросе?

Например, в условиях разнообразия форм собственности отношения субъекта хозяйствования, как природопользователя, с территорией, на которой он осуществляет свою деятельность, должны строиться на все возрастающей экономической ответственности за повышение ее устойчивости в пределах установленных защитных зон.

Но для этого субъект хозяйствования должен иметь право на индивидуализацию (пересмотр) размера таких зон конкретно с учетом своей специфики и реальных выбросов.

Сейчас для этого применяются расчеты оценка риска здоровью на основе ПДК, а выдача соответствующих решений входит в компетенцию Минздрава.

Но это приемлемо для тех случаев, когда в санитарно-защитную зону попадают территории с постоянным пребыванием людей.

В части же оценки влияния предприятия на окружающую среду размер охранных зон должен базироваться на оценке экологических рисков, о которых говорилось выше, и определяться экологами.

Для этого необходима разработка методики таких расчетов и научное обоснование система принятия по их результатам управленческих решений.

Актуальным становится еще один важный аспект – разработка методик оценки стоимости достижения устанавливаемых целевых показателей качества атмосферного воздуха.

Степень важности этой работы видна даже на таком примере.

Так, в предлагаемой стратегии экологической политики нами предложен целый ряд целевых показателей на национальном уровне.

Но в случае планирования их выполнения на территориальном уровне необходимы предварительные экономические расчеты: во что это обойдется региону и степень их достижимости для его экономического потенциала.

Такие расчеты позволят более качественно обосновывать целевых критерии достижения качества атмосферного воздуха для конкретных территорией и, главное, реальных сроков их достижения, а также формулирование целей территориальных экологических программ.

Далее. Новые научно-методические подходы по экологическому нормированию и экономическому стимулированию охраны атмосферного воздуха должны быть направлены на более эффективное решение еще одной важной задачи.

Это установление приоритетных отраслей, технологий, процессов, факторов, загрязнителей, воздействие на которых может обеспечить наивысший эффект в улучшении качества атмосферного воздуха, особенно в отношении фонового (регионального) загрязнения и воздействия на экосистемы.

И здесь возникает проблемы методологического характера.

Например, у в республике спектр промышленных производств и, соответственно, величин и наименований выбрасываемых в атмосферу ЗВ, очень широк.

Кроме того, при установлении ПДВ для предприятий учитывается вся совокупность источников и вредных веществ, однако многие вещества являются характерными не только и не столько для промышленных предприятий.

Поэтому выполнение различных замеров часто не приводит к получению той информации, которая необходима для достоверной оценки уровня соблюдения установленных нормативов ПДВ.

Необходимы новые методы, позволяющие устанавливать перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, но с учетом опасности воздействия на атмосферный воздух выбросов от конкретного объекта.

Должна быть разработана методика (схема, порядок, этапы и т.п.) исключения из общего инвентаризированного перечня ЗВ, не оказывающих заметного влияния на качество атмосферного воздуха.

 

Еще один важный аспект, требующий активизации научного сопровождения – это появление экологических угроз в связи с глобализацией климатических изменений.

Уже стало очевидным, что к естественным факторам изменчивости атмосферы добавился антропогенный фактор, связанный с прогрессирующим ее загрязнением.

Как видно на данном слайде, Республика Беларусь не является крупным эмитентом парниковых газов в сравнении со своими соседями.

Мы производим больше выбросов, чем Литва и Латвия, но значительно меньше, чем Россия, Украина, Польша.

Следовательно, выбросы парниковых газов в Беларуси не могут серьезно повлиять на климат Европы и ее трансграничное загрязнение.

Однако все очевиднее становится тот факт, что проведение исследований с целью комплексных оценок состояния атмосферного воздуха и климата открываются новые возможности для существенного повышения уровня управления качеством атмосферного.

Поэтому Беларусь намерена идти в русле международных научных направлений в области методологии оценки взаимодействия и синергизма парниковых газов и загрязнения воздуха.

В частности будут активизированы исследования по применению таких международных моделей, как GAINS и RAINS.

Несомненно, не будет оставлены вне поля зрения науки такие вопросы, как улучшение методик контроля, учета выбросов, технического оснащения систем контроля и мониторинга.

Последнее особенно важно в свете задач, направленных на решение проблем сопоставимости получаемых результатов с данными европейских стран.

Из более узких вопросов мы видим необходимость активизации научно-методологического сопровождения проблемы снижения выбросов от автотранспорта, например, качество топлива и экологизация его видов, разработка нейтрализаторов отработавших газов, эколого ориентированные территориальные схемы движения транспорта в населенных пунктах и др. вопросы.

Таким образом, систематизация направлений научно-методического обеспечения воздухоохранной деятельности в Республике Беларусь позволяет предложить наше активное участи в объединении международных усилий по следующим направлениям:

 — совместная разработка или взаимная адаптация методик оценки величин валовых выбросов от передвижных источников (автомобильный, железнодорожный транспорт, дорожно-строительная и сельхозтехника);

 — взаимная адаптация методов учета в выбросах в атмосферный воздух таких ЗВ, как аммиак, метан, стойкие органические загрязнители, тяжелые металлы, мелкодисперстные твердые частицы;

 — совершенствование экологического нормирования в области охраны атмосферного воздуха на основе разработки методологии оценки экологических рисков, технологического нормирование и установления критических уровней ЗВ;

 — разработки новых методов объективного контроля за состоянием окружающей среды на основе таких технологий, как биоисследования и высокоточные физико-химические методы;

— разработка интегральных показателей для осуществления экологического мониторинга и изучение возможностей их применения с целью установления пределов устойчивости эколого-экономических систем и ранжирования территорий по критериям экологического благополучия;

— осуществление совместных научных проектов в области методологии оценки взаимодействия и синергизма парниковых газов и загрязнения воздуха.