Loading...
Пожалуйста, подождите...


Год науки 2017

 

Глобальный Проект по внедрению Регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в качестве инструмента отчетности и информирования о стойких органических загрязнителях (СОЗ) и повышению осведомленности в Беларуси, Камбодже, Эквадоре, Казахстане, Молдове и Перу

Донор международной технической помощи - ЮНИТАР, ЮНЕП

Срок реализации проекта: 31.03.2017-31.07.2018

 

Глобальный Проект по внедрению Регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в качестве инструмента отчетности и информирования о стойких органических загрязнителях (СОЗ) и повышению осведомленности в Беларуси, Камбодже, Эквадоре, Казахстане, Молдове и Перу выполняется в рамках соглашения между учебным и научно-исследовательским институтом ООН (ЮНИТАР) и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды). Минприроды делегировало ответственность для разработки и реализации под его руководством проекта Белорусскому научно-исследовательскому центру «Экология» (РУП «Бел НИЦ «Экология»).

Основная цель проекта заключается в реализации РВПЗ в шести странах-участницах, а именно Беларуси, Камбоджи, Эквадоре, Казахстане, Молдове и Перу. Этот проект должен доказать ценность РВПЗ в качестве инструмента для оказания помощи странам в соответствии со Стокгольмской конвенцией о СОЗ. Страны, участвующие в этом проекте, должны включить все 23 СОЗ в список химических веществ РВПЗ.

В настоящее время в рамках выполнения проекта проведена следующая работа:

          Подготовлен рабочий план мероприятий по реализации проекта;

          Создана национальная координационная группа, которая служит в качестве первичного звена между ЮНИТАР, Национальным Координационным комитетом (НКК) и другими партнерами проекта и заинтересованными сторонами по всем общим вопросам, и поддерживает активное взаимодействие и координацию с ними;

          Создан национальный координационный комитет, который отвечает за общее руководство и координацию проекта на национальном уровне. НКК способствует вовлечению заинтересованных сторон в ход реализации проекта, оценивает ход реализации проекта в достижении целей и задач, определяет необходимые корректирующие действия, которые должны быть приняты в случае отклонения от первоначального плана. Представляет в рамках различных секторов и групп полученные выводы и результаты проекта по РВПЗ;

          Проведен Национальный семинар в начале проекта, на котором представлена и обсуждена информация по содержанию проекта и план его осуществления, а также текущая ситуация по разработке РВПЗ. Участвующие заинтересованные стороны обсудили и согласовали задачи национального РВПЗ и пути их достижения. Семинар стал официальным представлением проекта на страновом уровне, а также представлением и одобрением Национальной координационной группы и Национального Координационного комитета.

Дальнейшая деятельность по проекту будет сосредоточена на выполнении следующих исследований и мероприятий:

          Разработка обновленных исполнительных предложений по национальному РВПЗ;

          Подготовка проектов правовых документов по национальному РВПЗ с целью разработки ориентиров и содействия успешному осуществлению РВПЗ в стране;

          Подготовка программ для определенных групп специалистов, связанных с осуществлением РВПЗ, которые будут включать в себя по крайней мере 6 учебных занятий с последующей подготовкой инструкторов. Определенные сектора включают в себя ключевых представителей правительства, частных субъектов по крайней мере пяти секторов промышленности на национальном уровне, НГО и СМИ;

          Разработка национальных руководств по методам оценки для ключевых и приоритетных секторов;

          Проведение национального пилотного этапа по использованию РВПЗ для отчетности о СОЗ. Данные, представленные в рамках пилотного этапа, будут сведены воедино и скомпилированы в национальные доклады;

          Организация рабочего совещания с целью совместной разработки национальной стратегии общественного доступа к экологической информации и РВПЗ;

          Проведение общественных обсуждений национальной стратегии общественного доступа к экологической информации и РВПЗ;

          Подготовка проекта правовых документов для присоединения к Протоколу о РВПЗ.

 

В число факторов, способствующих достижению целей данного проекта, входит осуществление проекта в РУП «Бел НИЦ «Экология», на базе которого осуществлялась вся предыдущая деятельность по Регистрам выбросов и переносу загрязнителей, а также ведется единая база данных стойких органических загрязнителей (СОЗ) в рамках международных обязательств Республики Беларусь по Стокгольмской конвенции о СОЗ. Сотрудники РУП «Бел НИЦ «Экология» имеют опыт плодотворного сотрудничества со структурными подразделениями Организации Объединенных Наций, такими как ЮНИТАР, ЕЭК ООН, ЮНЕП и другие. Важным фактором являются также результаты проведения семинаров по теме проекта.

Факторов, препятствующих эффективному осуществлению проекта, не выявлено.

 

Задание 2.1.2 «Провести оценку действующей системы нормирования образования отходов и разработать нормативы образования отходов в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта» Подпрограммы II «Устойчивое использование природных ресурсов и охраны окружающей среды» ГНТП «Природопользование и экологические риски. 2016-2020 гг.

Цель работы: разработать нормативы образования отходов в отходообразующих видах экономической деятельности.

Применение для оценки количества образования отходов прямого расчета на основе данных материального баланса в конкретном технологическом процессе (или производстве) исходного сырья и получения продукции не всегда доступно для органов, осуществляющих контроль в области обращения с отходами.

Установленные нормативы образования отходов производства могут значительно ускорить выполнение расчетов по оценке объемов образования отходов,.а сравнение нормативов по видам отходов при производстве однородной продукции является основным показателем эффективности использования МСР и экологичности продукции.

В результате выполнения задания установлена номенклатура (виды) характерных отходов, образующихся в действующих производствах и технологических процессах в строительстве и обрабатывающих производствах (химическом, металлургическом, целлюлозно-бумажном, текстильном и швейном производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, кожи, изделий из кожи и обуви, пищевых продуктов, машин и оборудования, обработке древесины и производстве изделий из древесины);с учетом анализа действующей системы нормирования образования отходов установлены нормативы образования по каждому  виду характерных отходов, образующихся  в действующих производствах (технологических процессах).

Разработанные нормативы образования отходов  направлены заинтересованным для рассмотрения и последующего согласования окончательной редакции Каталога нормативов образования отходов в IV квартале 2018

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.1.8. Подпрограммы II «Устойчивое использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» ГНТП «Природопользование и экологические риски», 2016 – 2020 гг. «Разработать мероприятия по предотвращению поступления химических веществ, дополнительно включенных в Стокгольмскую конвенцию о СОЗ, в окружающую среду; подготовить национальные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух для представления в ЕЭК ООН»

Этап 2017 года. «Подготовка аналитической записки о применении в Беларуси пентадекафтороктановой кислоты (ПФОК), ее солей и родственных ПФОК. Разработка рекомендаций по экологически безопасному обращению с изделиями отходами, содержащими декабромдифениловый эфир. Подготовка национальных данных о выбросах загрязняющих веществ за 2016 г. для представления в ЕЭК ООН»

 

В ходе выполнения проекта в 2017 г. решались следующие задачи:

         сбор информации и обобщение международного опыта регулирования обращения с коммерческим декабромдифениловым эфиром (к-декаБДЭ) для предотвращения их поступления в окружающую среду; анализ международных руководств по наилучшим имеющимся методам обращения с отходами, содержащими полибромдифениловые эфиры; подготовка отчета о выбросах в 2015 г. в ЕЭК ООН;

         разработка формы запроса в отношении использования ПФОК, ее солей и родственных соединений; выборочная рассылка запросов на предприятия – потенциальные пользователи ПФОК; сбор и анализ информации об использовании ПФОК, ее солей и родственных соединений в Беларуси;

         выборочная рассылка запросов для уточнения информации об использовании к-декаБДЭ; уточнение данных об объемах использования к-декаБДЭ;

         обобщение международного опыта обращения с отходами АБС-пластика и других полимерных изделий, содержащих к-декаБДЭ; сбор и анализ информации о вторичной переработке АБС-пластика и других полимерных изделий, потенциально содержащих к-декаБДЭ,  в Беларуси;

         анализ конкретных исключений, перечисленных в Приложениях А и Б Стокгольмской конвенции о СОЗ, и подготовка при необходимости проектов исключений для Беларуси для внесения в Секретариат;

         разработка рекомендаций по экологически безопасному обращению с изделиями/отходами, содержащими к-декаБДЭ, включающих анализ ситуации с к-декаБДЭ в Беларуси и уточненные данные по объемам его использования;

         подготовка аналитической записки о применении в Беларуси пентадекафтороктановой кислоты (ПФОК), ее солей и родственных ПФОК соединений;

         сбор производственно-статистической информации для подготовки национальных данных о выбросах загрязняющих веществ за 2016 г.; подготовка данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Беларусь за 2016 г. для представления в ЕЭК ООН;

         разработка методических рекомендаций по использованию экспресс-метода (РФА) для определения бромсодержащих СОЗ в сырье, отходах и готовой продукции.

Получены следующие результаты: разработаны Рекомендации по экологически безопасному обращению с изделиями/отходами, содержащими к-декаБДЭ, включающие краткую информацию о ситуации с к-декаБДЭ в Беларуси; выявлены сферы использования ПФОК, ее солей и родственных ПФОК соединений в Беларуси и подготовлена Аналитическая записка о применении в Беларуси пентадекафтороктановой кислоты (ПФОК), ее солей и родственных ПФОК соединений;выполнен анализ конкретных исключений, перечисленных в Приложениях А и Б Стокгольмской конвенции о СОЗ, и подготовлены варианты действий в отношении гексабромциклододекана; собраны и приведены к необходимому формату производственно-статистические данные для оценки выбросов загрязняющих веществ; подготовлены Данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Беларусь за 2016 г. для представления в ЕЭК ООН. Разработаны методические рекомендации по использованию экспресс-метода по определению бромсодержащих СОЗ в сырье, отходах и готовой продукции.

Степень внедрения результатов, выполненных исследований: национальные данные о выбросах загрязняющих веществ за 2015 г. в необходимом формате переданы в Минприроды для представления в ЕЭК ООН, что обеспечивает выполнение Республикой Беларусь международных обязательств по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния в части касающейся предоставления данных о выбросах. Данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Беларусь за 2016 г. будут представлены в ЕЭК ООН в соответствии с принятой процедурой. Подготовлены и переданы Минприроды информационно-аналитические материалы о ситуации с СОЗ и кандидатами в СОЗ в Беларуси, которые использованы для обоснования позиции Беларуси на 8-ой конференции Сторон Стокгольмской конвенции о СОЗ (письмо №220-01-16/312 от 18.04.2017).

Область применения: Национальные данные о выбросах загрязняющих веществ предназначены для предоставления в ЕЭК ООН и последующего использования при моделировании трансграничного загрязнения атмосферного воздуха. Оценки выбросов могут использоваться при проведении экологической экспертизы проектов, подготовке нормативных технических актов, регулирующих оценку воздействия на воздушную среду в Республике Беларусь, подготовке информационно-аналитических изданий о состоянии окружающей среды. Рекомендации по экологически безопасному обращению с изделиями/отходами, содержащими к-декаБДЭ, могут быть использованы для совершенствования нормативной технической базы регулирования обращения с опасными отходами. Рекомендации и аналитическая записка могут быть использованы для подготовки информационных документов для Секретариата Стокгольмской конвенции о СОЗ.

 

Договор «Выполнить научный анализ обращения с опасными отходами и подготовить проект Национального доклада о выполнении Республикой Беларусь Базельской конвенции за 2016 год (этап 2017 г.)»

 

Объектом исследования являются опасные и другие отходы, трансграничное перемещение которых контролируется.

Цель работы – анализ состояния обращения с опасными отходами в Республике Беларусь за 2016 год, включая категории отходов Базельской конвенции.

В процессе выполнения договора выполнены следующие исследования:

Проведен анализ объемов образующихся в 2016 году опасных отходов в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и идентификация их в соответствии с категориями  Базельской конвенции.

Проведен анализ  данных об объемах экспортируемых и импортируемых в Республику Беларусь опасных отходов за 2016 год с учетом места их назначения и происхождения,  государств транзита и способов использования, обезвреживания, удаления (рекуперации).

Проведен анализ данных об отходах, трансграничное перемещение которых контролируется; об ограничениях на трансграничное перемещение отходов и процедурах государственного контроля; мерах, направленных на сокращение объемов образования отходов и снижение их трансграничного перемещения.

Проведен анализ динамики объемов экспортируемых и импортируемых в Республику Беларусь опасных отходов за последние пять лет.

Проведен анализ объемов экспортируемых и импортируемых опасных отходов по номенклатуре в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и сопоставление полученных данных согласно категориям  и свойствам отходов по Базельской конвенции.

Проведен анализ количества выданных лицензий и объемов опасных отходов, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Проведен анализ количества выданных заключений (разрешительных документов) и объемов опасных отходов,  ввезенных в Республику Беларусь с территории государства-члена Евразийского экономического союза и (или) вывезенных из Республики Беларусь на территорию государства-члена Евразийского экономического союза.

Проведена оценка воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей.

Проведен анализ двухсторонних, многосторонних или региональных соглашений, заключенных в соответствии со ст. 11 Базельской конвенции.

Проведен анализ имеющихся национальных объектов по использованию, обезвреживанию и захоронению опасных отходов.

Проведен анализ развития национального законодательства по экологически обоснованному обращению с опасными отходами.

Проведен анализ мероприятий, предпринятых Республикой Беларусь для выполнения обязательств по Базельской конвенции (решения Правительства, работы Компетентного органа и Выделенного центра).

Подготовлены предложения по совершенствованию механизма выполнения Базельской конвенции.

На основании анализа полученной информации за  2016 год заполнен в соответствии с требованиями Базельской конвенции вопросник «О передаче информации»  за 2016 год на русском и английском языках.

Подготовлены отчет о НИР (аналитическая записка), предложения по совершенствованию механизма выполнения Базельской конвенции и отчет о проделанной работе.

Предложения по совершенствованию механизма выполнения Базельской конвенции, имеют следующую структуру:

совершенствование нормативной базы в области обращения с опасными и другими отходами;

формирование институциональной структуры и кадрового потенциала;

управление в области обращения с опасными отходами;

инвестиционное сотрудничество в регионе;

создание информационных систем и накапливание знаний о безопасности отходов и химических веществ.

 

 

 

Прикрепленные файлы: