Главная » Экологические нормы и правила

Экологические нормы и правила

Акцентируется внимание на ключевых положениях экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т, устанавливающих требования экологической безопасности при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Закон от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII)

Положение о порядке разработки, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие и опубликования экологических норм и правил, утв. постановлением Совета Министров от 21.05.2016 № 400 (далее – Положение № 400)

? Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП 17.01.06-001-2017)

С 01.07.2016 в Законе № 1982-XII вступило в силу изменение, согласно которому к ТНПА в области охраны окружающей среды стали относиться экологические нормы и правила (далее – ЭкоНиП). Согласно ст. 30 Закона № 1982-XII новым видом ТНПА устанавливаются нормативы качества окружающей среды, правила расчетов нормативов допустимого воздействия на нее и иные требования в области охраны окружающей среды. ЭкоНиП являются обязательными для соблюдения.

ВАЖНО!

ЭкоНиП устанавливают требования только в области охраны окружающей среды и не устанавливают требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг.

В развитие нового вида ТНПА разработано Положение № 400, в котором дается определение термина «ЭкоНиП». В соответствии с п. 2 Положения № 400 ЭкоНиП – обязательные для соблюдения ТНПА в области охраны окружающей среды и природопользования, определяющие нормативы качества окружающей среды, правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и иные требования в области охраны окружающей среды.

Работы по разработке и введению в действие ЭкоНиП ведутся в разных направлениях с 2017 года. Согласно п. 12 Положения № 400 ЭкоНиП утверждаются Минприроды путем принятия постановления. В соответствии с п. 16 Положения № 400 срок введения в действие ЭкоНиП определяется Минприроды исходя из комплекса мероприятий по обеспечению соответствия объектов ЭкоНиП требованиям ЭкоНиП, но не ранее чем через 2 мес. с момента их утверждения. Так, ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 вступают в силу с 01.10.2017.

Требования ЭкоНиП 17.01.06-001-2017

ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 устанавливают требования экологической безопасности при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на окружающую среду, в т.ч. к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации различных объектов, экологической безопасности при эксплуатации объектов, установлению различных нормативов, ведению учета, периодичности пробоотбора при ведении контроля и мониторинга, исчислению вреда окружающей среде. ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, являясь обязательными к применению природопользователями, устанавливают основные проектные и эксплуатационные экологические требования.

Несмотря на то что требования экологической безопасности в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 структурированы по главам, документ очень объемный. В связи с этим целесообразно дать краткую характеристику главам и разделам ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, акцентируя внимание только на наиболее важных требованиях и положениях.

Требования к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации различных объектов

В соответствии с положениями гл. 3 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 3) требования к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации различных объектов должны быть учтены при разработке градостроительной и проектной документации, а также при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду. В качестве основных требований в гл. 3 рассматриваются:

? недопущение применения технических решений, предусматривающих использование озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества;

? предотвращение попадания загрязненных поверхностных (дождевых, талых и поливомоечных) и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты, на рельеф местности (на почву) и в грунтовые воды;

? комплекс мероприятий по охране атмосферного воздуха;

? защита окружающей среды от попадания нефтепродуктов и их паров, биогаза;

? защита от шумового воздействия;

? охрана поверхностных вод;

? рациональное водопользование;

? выполнение нормативов озелененности территорий;

? охрана земель (почв);

? анализ увеличения/снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов.

В гл. 3 установлены требования по озелененности территорий и классификации озелененных территорий по способам использования. Уделяется внимание и правилам озеленения отдельных территорий – производственной и коммунально-складской застройки, жилой застройки, территории санитарно-защитных зон. Установлена норма по недопустимости уменьшения площади озелененных территорий, если на территории не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов. При расчете обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования не учитываются озелененные территории или их части, расположенные в границах санитарно-защитных зон, санитарных разрывах объектов (производств), являющихся источниками сверхнормативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Проведение озеленения должно осуществляться видами деревьев, кустарников, допускаемых к посадке для целей озеленения.

Также в гл. 3 представлены правила по охране животного мира, в частности, рыбы ценных пород. Отдельно устанавливаются требования к полигонам захоронения отходов, а также к объектам с применением тепловых насосов.

Требования к охране земель (почв) при снятии, сохранении и использовании плодородного слоя почвы

В гл. 4 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлены случаи, когда должно производиться снятие плодородного слоя почвы, перечислены требования к выполняемым работам, а также регламентируется порядок хранения почвы, ее использования, улучшения.

Требования по охране земель при размещении и эксплуатации внутрихозяйственных карьеров

В гл. 5 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлено, что разработка внутрихозяйственных карьеров землепользователями для добычи ими общераспространенных полезных ископаемых в целях, не связанных с извлечением дохода, без предоставления горного отвода и установления нормативов в области использования и охраны недр осуществляется на глубину до 5 м. Количество одновременно эксплуатируемых землепользователем (нерекультивированных) внутрихозяйственных карьеров должно быть не более двух. Определено, на каких землях могут размещаться карьеры, приведены срок эксплуатации, площадь и правила оборудования. Также указаны места, где размещение карьеров запрещено.

Требования по охране земель (почв) при рекультивации нарушенных земель

В гл. 6 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлено, что рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Предусмотрено, кто должен осуществлять рекультивацию, ее направления и порядок их определения, этапы, планируемые мероприятия и учитываемые факторы. Определен порядок проведения рекультивации по каждому этапу.

Требования к установлению нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод

В гл. 7 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 7) определено, что нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (далее – нормативы сбросов), включая временные нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (далее – временные нормативы сбросов), устанавливаются для юрлиц и ИП, осуществляющих в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, в т.ч. через каналы мелиоративных систем, в соответствии с постановлением Минприроды от 26.05.2017 № 16 «О некоторых вопросах нормирования сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод». В разделах гл. 7 установлены порядок проведения расчета указанных выше нормативов, состав разрабатываемой документации, в т.ч. с детализацией ее разделов.

Требования к показателям качества и концентрации загрязняющих веществ в подземных водах в местах расположения источников вредного воздействия на подземные воды

В гл. 8 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 8) установлено, что допустимые нормативы показателей качества и концентрации загрязняющих веществ в подземных водах в местах расположения полигонов твердых коммунальных отходов, иловых площадок очистных сооружений сточных вод, шламонакопителей, полей фильтрации и других источников вредного воздействия на подземные воды не должны превышать значений показателей качества и концентраций загрязняющих веществ в подземных водах выше источника вредного воздействия по течению естественного потока (в фоновых скважинах, колодцах). Также в гл. 8 определен порядок оценки соблюдения требований к содержанию загрязняющих веществ и показателей качества в подземных водах.

Требования к ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду

В гл. 9 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 9) определено, что ведение учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду (далее – учет вод), должно быть обеспечено путем:

? измерения расходов (объемов) вод за единицу времени (куб.м/с, куб.м/ч, куб.м/сут.);

? определения качества сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, в т.ч. через систему канализации населенных пунктов;

? обработки и регистрации количественных и качественных характеристик вод в учетной документации в области охраны окружающей среды.

В разделах гл. 9 установлены случаи, при которых осуществляется измерение расходов воды, описаны методы учета, порядок выбора средств измерений и мест их установки, приведен порядок расчета удельного расхода.

Определение качества сбрасываемых сточных вод предусматривает определение значений показателей и концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов, в т.ч. дождевой, которое производится испытательными лабораториями. В разделе 9.16 гл. 9 установлены случаи, в которых признается нарушение порядка ведения учета.

Требования в области охраны атмосферного воздуха

В разделах гл. 10 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 10) устанавливаются нормы выброса в зависимости от источников выбросов, источников выделения и их даты ввода в эксплуатацию, используемого вида топлива, которые недопустимо превышать. Также приводится порядок установления указанных норм в отдельных случаях, и регламентируются случаи установки автоматических систем контроля выбросов.

При периодических измерениях, проводимых в рамках производственного аналитического контроля в области охраны окружающей среды, в гл. 10предусмотрены случаи, когда норма выбросов считается непревышенной, а также определены способы расчета концентраций, в т.ч. среднегодовых.

С целью обеспечения экологической безопасности согласно требованиям гл. 10 не допускается превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

В гл. 10 определены нормы выбросов летучих органических соединений при использовании лакокрасочных материалов; установлены нормы для выбросов в границах особо охраняемых природных территорий; приведены индексы качества атмосферного воздуха населенных пунктов, способы их расчета и мероприятия на случай превышения индексов.

Согласно разделу 10.13 гл. 10 при проведении оценки мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу в эксплуатацию сооружений (газоочистных установок), а также при проведении государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду должны применяться показатели, используемые для расчета уровня экономических издержек, связанных с продовольственной безопасностью, воздействием загрязняющих веществ на здоровье людей и экосистемы, основанные на величине сокращения (увеличения) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Требования в области обращения с отходами производства

В соответствии с гл. 11 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 с целью обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства их производителями должно быть обеспечено нормирование образования отходов производства, подлежащих хранению, захоронению, с учетом нормативов образования отходов производства, которые разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.

Требования к проведению аналитического (лабораторного) контроля и локального мониторинга окружающей среды

Согласно гл. 12 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 12) для обеспечения экологической безопасности следует организовывать проведение аналитического (лабораторного) контроля и локального мониторинга окружающей среды. В гл. 12 установлен перечень загрязняющих веществ и показателей, подлежащих контролю инструментальными методами, а также периодичность контроля.

При необходимости определения загрязняющего вещества, для которого отсутствуют нормативы качества и (или) нормативы допустимого воздействия, используются методы, характеризующиеся наименьшим пределом количественного определения и селективностью определения этого вещества. При проведении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны и использования вод юрлица, ИП, осуществляющие сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, должны составлять схему аналитического (лабораторного) контроля в области охраны и использования вод, которая включает карту-схему с нанесенными географическими координатами выпуска сточных вод, фоновых и контрольных створов; план-график с указанием перечня контролируемых параметров, периодичности проведения аналитического (лабораторного) контроля, применяемых методик. В гл. 12 приведены правила составления карты-схемы и определены случаи, когда не требуется установление контрольных и фоновых створов.

Периодичность отбора проб и проведения измерений в зависимости от объекта контроля и его характеристик при осуществлении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды природопользователями

В соответствии с гл. 13 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 13) периодичность отбора проб и осуществления измерений при проведении контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов установлена как непрерывная (либо 1 раз в квартал в зависимости от источников выбросов). В гл. 13 также определены случаи и сроки осуществления внепланового контроля.

В разделах 13.213.3 гл. 13 установлены требования к периодичности контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, оснащенных газоочистными установками, и от мобильных источников. Отдельно предусмотрены требования к периодичности контроля выбросов на границе зоны воздействия.

Отбор проб и проведение измерений при проведении контроля качества поверхностных вод в районе расположения источников сбросов сточных вод и (или) контроля сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностные водные объекты проводится с определенной периодичностью, установленной в разделе 13.5 гл. 13, в котором также установлены сроки и условия проведения внепланового контроля.

Периодичность отбора проб и проведения измерений, перечень параметров при осуществлении контроля качества земель (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения в соответствии с требованиями раздела 13.8 гл. 13 устанавливаются для объектов контроля, включенных в систему локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли (включая почвы). В разделе также определены сроки и условия проведения внепланового контроля.

Периодичность отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, определяемая при подготовке территориальными органами Минприроды заявок на проведение аналитического контроля

Согласно разделу 14.1 гл. 14 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 14) при осуществлении контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов отбор проб и проведение измерений проводят в сроки и по веществам и показателям, контроль выбросов которых в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов осуществляется инструментальными методами (согласно табл. 1 приложения К к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017), определяемыми территориальными органами Минприроды на проведение аналитического контроля, в т.ч. с учетом природопользователей:

? включенных в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;

? которым в текущем году были выданы новые разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексные природоохранные разрешения;

? в срок не позднее 1 мес. с установленной в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении даты завершения выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и (или) даты окончания срока действия временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении загрязняющих веществ, по которым были установлены такие требования (в случае, если контроль выбросов загрязняющих веществ осуществляется инструментальными методами).

Также в разделе 14.1 гл. 14 установлены сроки внепланового отбора проб, в т.ч. для мобильных источников. Сроки планового контроля мобильных источников территориальными органами Минприроды совпадают со сроками, установленными природопользователем.

Отбор проб и проведение измерений при осуществлении контроля качества поверхностных вод в районе расположения источников сбросов сточных вод и (или) сбросов загрязняющих веществ в составе сточных, в т.ч. до и после очистных сооружений сточных вод, по перечням веществ и показателей, подлежащих контролю инструментальными методами в различных категориях сточных вод при их сбросе в поверхностные водные объекты, подземных и поверхностных водах (согласно табл. К.3 приложения К к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017) и установленных в разрешении на специальное водопользование или комплексном природоохранном разрешении, проводятся в сроки в зависимости от объема сброса сточных вод либо по принципам, схожим с таковыми для контроля выбросов. Указанные принципы применены и для случаев внепланового контроля.

Плановый контроль загрязнения почв проводится в сроки и по перечню веществ и показателей в соответствии с табл. К.4 приложения К к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.

Отбор проб и проведение измерений при осуществлении контроля отходов, направляемых на хранение, захоронение, использование и (или) обезвреживание, проводятся по перечню показателей и в сроки, определяемые территориальными органами Минприроды на проведение аналитического контроля отходов.

При определении периодичности отбора проб и проведения измерений в случае, если характеристики объекта контроля позволяют определить различную периодичность отбора проб и проведения измерений, основанием для принятия решения являются данные аналитического контроля за предшествующий период. При этом в зависимости от наличия нарушений периодичность может быть увеличена либо сокращена.

Требования к расчету массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, и иных показателей для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде

В гл. 15 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее – гл. 15) предусмотрены факты, при установлении которых следует определять показатели для возмещения вреда по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в т.ч. от мобильных источников), сбросам сточных вод, деградации земель, незаконному размещению в окружающей среде побочных продуктов производства, незаконному выжиганию растительных остатков.

В качестве методов определения массы загрязняющих веществ допускается применять инструментальный, инструментально-расчетный и расчетный методы.

Для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в гл. 15 приведены расчетные формулы по определению:

? массы загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух, находящихся и (или) возникших в нем, для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

? массы загрязняющих веществ, поступивших в воды, находящихся и (или) возникших в них, для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

? показателей деградации земель (включая почвы) для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

? массы побочных продуктов (молочная сыворотка, навоз, помет), поступивших в окружающую среду при незаконном размещении, для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

? показателей незаконного выжигания сухой растительности (сухих растений) и ее остатков на корню (кроме газонов и цветников), стерни и пожнивных остатков для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

? фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.