Главная » Публикации (старое) » Доклады » Международное и национальное законодательства и политика по изменению климата

Международное и национальное законодательства и политика по изменению климата

Семинар

«Гидрометеорологическая безопасность Союзного государства в условиях изменяющегося климата»

Наркевич И.П.

 Международное и национальное законодательства и политика по изменению климата

25-26 февраля, Силичи 2010

 

Введение

В последнее время проблема изменения климата превратилась в одну из главных проблем, требующих неотложного решения на национальном и правительственном уровнях. Следовательно, международное сообщество и национальные правительства уделяют этой проблеме первостепенное значение. Результатом этой деятельности является разработка, подписание и ратификация Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), (РБ одобрила конвенцию 10.04.2000 указом Президента РБ №177 и стала Стороной конвенции 9 августа 2000 г.) и Киотского  протокола к ней (РБ присоединилась к протоколу 12.08.2005 указом Президента РБ №370 и стала Стороной Протокола 24 ноября 2005г.)

В настоящее время Конвенция и протокол ратифицированы более чем 180 странами. Наиболее привлекательными для сотрудничества между Сторонами Протокола являются его гибкие механизмы, а именно:

·        Механизм совместного осуществления (СО)

·        Механизм чистого развития (МЧР)

·        Механизм торговли квотами (СЗИ)

 
Механизм совместного осуществления

Механизм представляет собой совместное осуществление специальных проектов, в результате реализации которых предприятие, на объекте которого реализуются мероприятия по сокращению выбросов (единицы сокращения выбросов (ЕСВ) или увеличению стоков парниковых газов, получает финансирование для выполнения этих мероприятий от зарубежного инвестора. Последний, взамен затраченных средств, приобретает специальные права на выброс парниковых газов в объеме сокращений выбросов, которые были достигнуты в результате реализации данных мероприятий.

Механизм чистого развития

Этот механизм аналогичен механизму совместного осуществления, однако в нем какая-либо Сторона приложения I к РКИК ООН или ее юридические лица (например, Беларусь или ее предприятия) выступает в качестве инвестора в проекты по сокращению выбросов (сертифицированные сокращению выбросов (ССВ) в странах, не входящих в приложение I к РКИК ООН (развивающиеся страны). Здесь Беларусь сама может выступать как покупатель разрешений на выбросы.

Механизм торговли квотами

Согласно этому механизму одна Сторона Киотского протокола, в пределах установленных для нее границ разрешенных выбросов, имеет право продать другой стороне разрешение на выбросы. Финансовые средства, которые поступают в бюджет страны-продавца, должны быть затрачены на проекты или программы, направленные на сокращение выбросов или увеличение стоков парниковых газов (так называемая, схема «зеленых» инвестиций СЗИ)

К сожалению РБ не включена в приложение «В» к Протоколу, что не даёт ей юридической возможности использовать его «гибкие механизмы».

Для выполнения обязательств по РКИК ООН РБ готовит и представляет в Секретариат Конвенции Кадастр антропогенных выбросов парниковых газов РБ

Выбросы парниковых газов (CO2, CH4, N2O) рассчитываются по следующим секторам:

·        Энергетика;

·        Индустриальная промышленность;

·        Использование растворителей и других продуктов;

·        Сельское хозяйство;

·        Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство (ЗИЗЛХ);

·        Отходы.

Например, общая эмиссия парниковых газов в эквиваленте СО2 без сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» («ЗИЗЛХ») составляет 90876,68 тыс. т. и уменьшилась в 2008г. по сравнению с 1990г. (140 367,57 тыс. т) на 35,26%. Общие выбросы ПГ по секторам: «Энергетика» 64,56%, сектор «Сельское хозяйство» 25,02 %, «Отходы» 6,2% и «Индустриальные процессы» 4,13%, выбросы сектора «Растворители» составляют 0,07%.

Национальная законодательная база и политика по изменению климата

В настоящее время для выполнения обязательств РБ по РКИК ООН и Киотскому протоколу сформирована национальная нормативно законодательная база по улучшению климата, которая включает:

·        Постановление Совета Министров РБ от 25 августа 2006 г. №1077 «О национальном реестре углеродных единиц»

·        Постановление Совета Министров РБ от 10.04.2006 г. №485 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов»

·        Постановление Совета Министров РБ от 4.05.2006 г. №585 «Об утверждении Положения о Национальной системе инвентаризации парниковых газов» для выполнения обязательств РБ по статье 5 Киотского протокола.

·        Постановление Министерства промышленности РБ от 30.10.2007 г. №17 – утверждена инструкция по организации представления проектов совместного осуществления и мониторинга их результатов

·        Указ Президента РБ от 30.04.2007 г. №205 «О принятии поправки в приложение B к Киотскому протоколу».

Совершенствование уже существующей нормативной, законодательной и институционной базы продолжается в следующих направлениях:

·        Усиление роли государства в формировании и реализации политики в области изменения климата и государственного контроля за воздействием на климат;

·        Разработка и принятие Закона Республики Беларусь «Об изменении климата»;

·        Создание методической базы;

·        Создание условий для формирования и совершенствования институционального потенциала;

·        Создание условий для привлечения бизнеса к участию в деятельности по смягчению и адаптации к изменению климата, включая проведение международных

Наряду с совершенствованием нормативно правовой базы происходит формирование и осуществление национальной политики и мер по сокращению выбросов парниковых газов. В этой связи разработаны и реализуются следующие программные документы:

·        Стратегия снижения выбросов и увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в РБ на 2007-2012 годы (утверждена постановлением Совета Министров РБ от 7 сентября 2006 г. №1155)

·        Национальный план действий РБ по Киотскому протоколу (постановление Совета Министров РБ от 30.12.2005 г. №1582 «О реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»)

·        Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на период 2008-2012 года (утверждена постановлением Совета Министров РБ от 04.08.2008 г. №1117)

Анализ программных документов показывает, что основными стратегическими направлениями деятельности по предотвращению изменения климата являются:

·        увеличение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

·        внедрение новых и модернизация существующих энергоэффективных технологий;

·        утилизация высоко- и средне-потенциальных вторичных энергоресурсов;

·        утилизация метана полигонов твердых коммунальных отходов с получением энергии;

·        повышение эффективности и развитие лесного хозяйства,

·        борьба с лесными пожарами;

·        проведение вторичного заболачивания территорий выработанных торфяников и восстановление болот на неиспользуемых мелиорированных землях.

К основным целям и задачам Программы мер по смягчению последствий изменения климата следует отнести:

·        обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в соответствии с РКИК ООН и Киотским протоколом;

·        предотвращение негативных последствий изменения климата для экономики и здоровья населения Республики Беларусь;

·        привлечение национальных и иностранных инвестиций за счет экономических механизмов Киотского протокола для выполнения проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов;

·        дальнейшее обновление и разработка законодательных и нормативных актов;

·        повышение информированности населения об возможных изменениях климата.

Немаловажным в решении климатических проблем является научно-техническое обеспечение одобренной правительством программы по смягчению последствий изменения климата, которая включает:

·        Изучение изменений климата на глобальном и национальном уровнях с совершенствованием системы наблюдения за климатом;

·        Оценка влияния глобального потепления на природную среду и социально-экономическую сферу;

·        Совершенствование национальной системы инвентаризации парниковых газов;

·        Совершенствование системы углеродного финансирования в республике;

·        Разработка методов адаптации природных и антропогенных систем к последствиям изменения климата;

·        Разработка и осуществление практических мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению абсорбции парниковых газов поглотителями.

Адаптация

Изменение климата влечет за собой проблему адаптации основных отраслей национальной экономики к этим изменениям. В республике уже начаты исследования и разработка по адаптации особо уязвимых отраслей экономики к изменениям климата. К этим отраслям прежде всего относятся лесное и сельское хозяйства.

Так, например адаптация лесного хозяйства к изменениям климата основывается на следующих мероприятиях:

·        Лесоразведение;

·        Переход на повышение возраста рубки;

·        Охрана лесов от насекомых-вредителей;

·        Реабилитация нарушенных болот;

·        Совершенствование системы предотвращения пожаров в лесах;

·        Разработка и выполнение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на оценку последствий изменения климата для лесной растительности.

Адаптационные меры к изменениям климата в сельском хозяйстве охватывают следующие области:

·        Борьбу с эрозией почв, включая водную и ветровую эрозию;

·        Разработку и внедрение почвозащищающих технологий;

·        Более широкое применение органических удобрений;

·        Разработку технологий продвижения на север зоны выращивания теплолюбивых овощных культур;

·        Разработку и применение новых средств защиты растений.

Социально-экономическая эффективность программных мер и международное сотрудничество

Разработанные и осуществляемые программные меры по изменению климата заключают в себя также экологическую и социально-экономическую эффективность, а именно они вносят вклад в:

·        выполнение страной обязательств по РКИК ООН и Киотскому Протоколу, а также другим международным соглашениям;

·        улучшение экологической обстановки в экологически неблагоприятных регионах, городах;

·        сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов;

·        совершенствование государственного управления по проблемам изменения климата;

·        улучшение обеспечения климатической информацией различных отраслей экономики;

·        улучшение мониторинга и функционирования сети наблюдений за климатом.

Осуществление политики и стратегии по изменению климата содействуют улучшению информационного обеспечения и подготовки кадров и способствует:

·        доступу общественности к информации об изменении климата и его последствиях;

·        участию общественности в рассмотрении технических проектов по снижению выбросов парниковых газов;

·        подготовке научного, технического и управленческого персонала по проблемам изменения климата;

·        проведению семинаров и курсов по вопросам изменения климата и его социально-экономических последствий;

·        подготовке пресс-релизов по изменению климата и анализу его причин.

Международное сотрудничество области изменения климата является краеугольным камнем решения этой глобальной проблемы и включает:

·        Повышение потенциала Республики Беларусь в деятельности по изменению климата;

·        Повышение степени информированности зарубежных партнеров о выполнении обязательств Республики Беларусь по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому Протоколу (Сайт Республики Беларусь: www.climate-by.com

·        Расширение взаимодействия с иностранными и международными партнерами по реализации механизмов Киотского Протокола;

·        Взаимовыгодный обмен информацией о технологиях по сокращению выбросов парниковых газов;

·        Привлечение иностранных инвестиций в реализацию климатических проектов, включая добровольные сокращения;

·        Гармонизация национального законодательства, нормативно-методической и институциональной базы в области изменения климата с передовыми странами.